Кепка «аэродром» — экскурсия в историю моды

Типичный мужской головной убор в период с 50-х до 80-х годов ушедшего века был частью имиджа человека с Кавказа. Популярный кинофильм тех времен «Мимино» с замечательным Вахтангом Кикабидзе в главной роли послужил действительным отражением южной моды. Пика популярности кепка «Аэродром» достигла в семидесятые, когда мужское население советского юга носило ее почти поголовно. С развалом Советского Союза головные уборы стали выходить из моды, и вскоре совсем исчезли с поля зрения поклонников стиля. Откуда произошло своеобразное название кепки и где можно сегодня купить «аэродром»? С этими вопросами попытаемся разобраться вместе.

История происхождения

Несколько столетий назад выйти на люди с непокрытой головой считалось признаком дурного тона, как для женщин, так и для мужчин. С изменением модных тенденций происходили перемены во внешнем виде и качестве исполнения всевозможных головных уборов.

Бытует мнение, что впервые кепка появилась в Англии еще в XIV веке. Британское правительство ввело обязательные правила ношения плоских головных уборов из шерстяной ткани для всего мужского населения страны. Целью нововведения было стремление популяризировать натуральное полотно и стимулировать его потребление населением. Кепки полагалось надевать в праздничные и воскресные дни всем людям недворянского сословия. Требование также не распространялось на иноземцев.

Так, в принудительном порядке плоские шапки стали носить мещане, торговцы и прочие граждане неблагородных кровей. Постепенно люди оценили удобство и практичность кепок. Уже в девятнадцатом веке новый головной убор носил все рабочие люди в Ирландии и Британии. Английские аристократы тоже не остались безразличными к модному течению. Они носили кепи, выезжая на отдых или охоту за город, занимаясь игрой в гольф. Уборы для состоятельных людей изготавливали из дорогих сортов материи. Качественные кепки хорошо держали форму и создавали стильный образ.

А вам хватает времени на себя любимую?
Да, конечно!Нет, просто беда!

Постепенно оригинальный головной убор перекочевал в соседние европейские страны. В Америку кепи попали благодаря широкой волне эмиграции. Оттуда необычная шапка получила дальнейшее перемещение по всему миру, видоизменяясь с течением временем.

Сицилийские корни

Легенда гласит, что первая грузинская кепка «Аэродром» появилась благодаря итальянскому тенору Сальваторе Кокуцца в конце девятнадцатого века. Оперный певец долгое время успешно выступал на театральных подмостках Тифлисской оперы. Итальянские мелодии были очень созвучны с грузинскими песнями, и кавказцы любили перепевать классические произведения на свой лад.

Жестокий пожар, внезапно вспыхнувший в октябре 1874 года, полностью уничтожил здание театра со всем его имуществом. Профессиональная невостребованность и возникшая нужда заставила итальянского певца обратиться к ремеслу своего отца и открыть в центре города шапочную мастерскую. Примечательно, что талантливый тенор занялся пошивом головных уборов из твида – традиционных сицилийских кепок, известных на родине певца под названием «коппола».

Читайте также:  Легинсы для полных - подчеркните свою индивидуальность

Новоиспеченный мастер рассчитывал в своем бизнесе на богатых покупателей немцев, которые в большом количестве проживали в Тифлисе. Совершенно неожиданно нетипичные головные уборы быстро стали популярными среди местного населения. Вскоре предприимчивый итальянец открыл вторую мастерскую в Кутаиси, большая часть населения которого состояла из коренных грузин. Так кепи маэстро Сальваторе Кокуцца начали быстро распространяться по всей стране и очень скоро обрели устойчивую популярность. До сих пор в Кутаиси можно услышать старое название «кокуцца-куди», которое переводится как шапка-кокуцца.

Нынешний статус кепи

Стремление грузин к преувеличению своих возможностей со временем породило новую разновидность копполы, отличающуюся излишне большими формами. Так появилась плоская кепка необъятных размеров с идеально ровным днищем. Кроме большого диаметра фуражка отличалась высоко поднятым задником и массивным козырьком. Благодаря своеобразному виду кепку иронично нарекли в народе «аэродром». Название так прочно прижилось, что с тех пор типичные головные уборы ассоциируются исключительно с темпераментными кавказцами.

В послевоенные годы изготовлением шапок «аэродромов» занимались сотни небольших пошивочных мастерских. Производство оказалось не самым простым, потому что требовало от портного повышенной усидчивости и трудолюбия. Сначала мастерили каркас кепки «Аэродром» из бумаги картонного типа для придания собой жесткости. Только затем приступали к раскрою ткани и пошиву фуражки, соединяя между собой клинья восемью швами.

Основой аэродрома была плотная тростниковая мешковина, которая поступала в Грузию с далекого острова Свободы. Дорогостоящий материал, особый крой и устойчивая популярность изделий сформировали повышенную стоимость кепок. Но настоящих модников это не пугало. Любой уважающий себя мужчина обязан был носить солидную кепку.

Читайте также:  Сарафан в клетку: разнообразие фасонов и образов

Сегодня фуражечных мастерских на Кавказе почти не осталось. Поэтому и кепки-«аэродромы» сегодня можно увидеть разве что на фото прежних лет. Единичные пошивочные ателье все-таки предлагают свои услуги по изготовлению традиционных грузинских кепок. Здесь, конечно, нет фабричного размаха, все ручная работа. Молодое поколение портных не занимается старым трендом, у руля находятся старейшие мастера, накопившие многолетний опыт. Благодаря возрождающейся моде на сицилийские кепки заказы есть постоянно, и приходят они сюда со всех концов света.



1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Чудные они мне, эти кепки. В последнее время часто встречаю молодых людей в похожих кепках, только из легкой ткани и немного переделанные на современный лад. Некоторым очень даже хорошо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here