Кепка «аэродром» — экскурсия в историю моды

1

Типичный мужской головной убор в период с 50-х до 80-х годов ушедшего века был частью имиджа человека с Кавказа. Популярный кинофильм тех времен «Мимино» с замечательным Вахтангом Кикабидзе в главной роли послужил действительным отражением южной моды. Пика популярности кепка «Аэродром» достигла в семидесятые, когда мужское население советского юга носило ее почти поголовно. С развалом Советского Союза головные уборы стали выходить из моды, и вскоре совсем исчезли с поля зрения поклонников стиля. Откуда произошло своеобразное название кепки и где можно сегодня купить «аэродром»? С этими вопросами попытаемся разобраться вместе.

История происхождения

Несколько столетий назад выйти на люди с непокрытой головой считалось признаком дурного тона, как для женщин, так и для мужчин. С изменением модных тенденций происходили перемены во внешнем виде и качестве исполнения всевозможных головных уборов.

Бытует мнение, что впервые кепка появилась в Англии еще в XIV веке. Британское правительство ввело обязательные правила ношения плоских головных уборов из шерстяной ткани для всего мужского населения страны. Целью нововведения было стремление популяризировать натуральное полотно и стимулировать его потребление населением. Кепки полагалось надевать в праздничные и воскресные дни всем людям недворянского сословия. Требование также не распространялось на иноземцев.

Читайте также:  Платье с рисунком "Гусиная лапка" - символ женственности и неповторимости

Так, в принудительном порядке плоские шапки стали носить мещане, торговцы и прочие граждане неблагородных кровей. Постепенно люди оценили удобство и практичность кепок. Уже в девятнадцатом веке новый головной убор носил все рабочие люди в Ирландии и Британии. Английские аристократы тоже не остались безразличными к модному течению. Они носили кепи, выезжая на отдых или охоту за город, занимаясь игрой в гольф. Уборы для состоятельных людей изготавливали из дорогих сортов материи. Качественные кепки хорошо держали форму и создавали стильный образ.

Постепенно оригинальный головной убор перекочевал в соседние европейские страны. В Америку кепи попали благодаря широкой волне эмиграции. Оттуда необычная шапка получила дальнейшее перемещение по всему миру, видоизменяясь с течением временем.

Сицилийские корни

Легенда гласит, что первая грузинская кепка «Аэродром» появилась благодаря итальянскому тенору Сальваторе Кокуцца в конце девятнадцатого века. Оперный певец долгое время успешно выступал на театральных подмостках Тифлисской оперы. Итальянские мелодии были очень созвучны с грузинскими песнями, и кавказцы любили перепевать классические произведения на свой лад.

Жестокий пожар, внезапно вспыхнувший в октябре 1874 года, полностью уничтожил здание театра со всем его имуществом. Профессиональная невостребованность и возникшая нужда заставила итальянского певца обратиться к ремеслу своего отца и открыть в центре города шапочную мастерскую. Примечательно, что талантливый тенор занялся пошивом головных уборов из твида – традиционных сицилийских кепок, известных на родине певца под названием «коппола».

Читайте также:  Кожаный сарафан: создаем свой креативный образ

Новоиспеченный мастер рассчитывал в своем бизнесе на богатых покупателей немцев, которые в большом количестве проживали в Тифлисе. Совершенно неожиданно нетипичные головные уборы быстро стали популярными среди местного населения. Вскоре предприимчивый итальянец открыл вторую мастерскую в Кутаиси, большая часть населения которого состояла из коренных грузин. Так кепи маэстро Сальваторе Кокуцца начали быстро распространяться по всей стране и очень скоро обрели устойчивую популярность. До сих пор в Кутаиси можно услышать старое название «кокуцца-куди», которое переводится как шапка-кокуцца.

Нынешний статус кепи

Стремление грузин к преувеличению своих возможностей со временем породило новую разновидность копполы, отличающуюся излишне большими формами. Так появилась плоская кепка необъятных размеров с идеально ровным днищем. Кроме большого диаметра фуражка отличалась высоко поднятым задником и массивным козырьком. Благодаря своеобразному виду кепку иронично нарекли в народе «аэродром». Название так прочно прижилось, что с тех пор типичные головные уборы ассоциируются исключительно с темпераментными кавказцами.

В послевоенные годы изготовлением шапок «аэродромов» занимались сотни небольших пошивочных мастерских. Производство оказалось не самым простым, потому что требовало от портного повышенной усидчивости и трудолюбия. Сначала мастерили каркас кепки «Аэродром» из бумаги картонного типа для придания собой жесткости. Только затем приступали к раскрою ткани и пошиву фуражки, соединяя между собой клинья восемью швами.

Читайте также:  Как носить палантин - создаём женственный образ

Основой аэродрома была плотная тростниковая мешковина, которая поступала в Грузию с далекого острова Свободы. Дорогостоящий материал, особый крой и устойчивая популярность изделий сформировали повышенную стоимость кепок. Но настоящих модников это не пугало. Любой уважающий себя мужчина обязан был носить солидную кепку.

Сегодня фуражечных мастерских на Кавказе почти не осталось. Поэтому и кепки-«аэродромы» сегодня можно увидеть разве что на фото прежних лет. Единичные пошивочные ателье все-таки предлагают свои услуги по изготовлению традиционных грузинских кепок. Здесь, конечно, нет фабричного размаха, все ручная работа. Молодое поколение портных не занимается старым трендом, у руля находятся старейшие мастера, накопившие многолетний опыт. Благодаря возрождающейся моде на сицилийские кепки заказы есть постоянно, и приходят они сюда со всех концов света.


1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Чудные они мне, эти кепки. В последнее время часто встречаю молодых людей в похожих кепках, только из легкой ткани и немного переделанные на современный лад. Некоторым очень даже хорошо.

Добавить комментарий для натанэт Ж Отменить ответ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь