Как научить ребенка считать в уме – плюсы и минусы разных методик

Устный счет – навык, необходимый для развития мозга. Кроме того, он необходим каждому человеку в его обычной жизни. Но не всем детям счет дается легко и просто, чтобы научить ребенка считать в уме, родителям нужно набраться терпения и подойти к решению проблемы творчески. Ведь известно, что дети лучше всего запоминают то, что им показывают в процессе игр

Возраст для обучения счета

Идеальный возраст для обучения счета – 6-7 лет. В этом возрасте мозг ребенка активно развивается. Таким образом, желательно, начинать обучение еще до поступления в школу.

Основные правила обучения:

  • Заниматься нужно регулярно, но продолжительность занятий должна быть невелика. Лучше провести три занятия в день по 5-7 минут, чем заниматься трижды в неделю по часу. Короткие занятия не перегружают ребёнка, поэтому он сохраняет интерес.
  • Не стоит давать детям слишком сложные задания. Если у ребенка не получается, нельзя его ругать. Возможно, ему слишком тяжело дается усвоение информации, поэтому при неудаче стоит немного отступить, и давать ребенку более простые задания.
  • Желательно, закреплять выученное в повседневной жизни. На прогулке – посчитать машины или птичек, которые сидят на дереве. Дома поручить ребенку посчитать, сколько тарелок нужно поставить на стол, когда семья садится обедать и пр.
  • Соблюдать очередность процессов, они идут в следующем порядке – этап привыкания, этап понимания и этап запоминания.

Очень важно, не торопить ребенка, а если у него что-то не получается, то не раздражаться. Терпенье – очень важный момент в обучении, так как раздражительность родителей или их пренебрежительное отношение к успехам ребенка отбивает желание учиться.

Что такое ментальная арифметика

Существуют разные способы обучения детей счету. Разберёмся, что такое ментальная арифметика. Это оригинальная методика развития интеллекта, которая применяется в Японии несколько тысяч лет. Именно в стране восходящего солнца придумали уникальные счеты, которые получили название абакус. Именно этот инструмент используется при обучении.

Обычное обучение счету основано на памяти, то есть детей просто обучают запоминать, сколько получится, если сложить два числа. Если счет в пределах 10 легко осваивают практически все дети, то работы с большими числами вызывает большие затруднения.

Интересно! Ментальная арифметика – это методика, при помощи которой активизируется сразу оба полушария мозга, одно из которых отвечает за логическое мышление, а второе – за творческое. При правильном обучении методике дети учатся складывать в уме большие числа.

Заниматься ментальной арифметикой рекомендуют детям в возрасте от 4 до 16 лет, но, разумеется, у каждой возрастной группы своя методика обучения. Но лучше начинать учить ребенка в дошкольном возрасте.

Базовым инструментом обучения являются счеты абакус. По внешнему виду они похожи на обычные счеты, но они отличаются количеством костяшек. На первых занятиях дети просто рассматривают счеты, играют, передвигая костяшки. Это занятие способствует развитию мелкой моторики. Причем детей обучают работать со счетами обеими руками, чтобы были задействованы оба полушария.

Обучение ведется в группах, занятия приводят 1-2 раза в неделю. Один уровень обучения занимает около 4 месяцев, всего таких уровней – 12. Обучение должны вести специалисты, так как неправильно применённая методика, не только не даст нужно результата, но и может принести вред.

Читайте также:  7 простых рецептов соленого теста для лепки

Методика Зайцева

Методика Зайцева предлагает обучать ребенка счету в возрасте 4 лет, в этом возрасте у детей возникает интерес, особенно в том случае, если информацию ему предоставляют в игровой форме. Начинать нужно с того, что ребенку показывают карточки с цифрами и называют их. Автор методики разработал набор карточек «Стосчет». В карточках представлены цифры и их количественный состав. Карточки представляют собой таблички из 5 столбиков и 2 строк, цифры обозначаются количеством закрашенных ячеек.

При переходе к изучению десятков, для обозначения цифр используются две карточки с закрашенными ячейками, одна обозначает первую цифру двузначного числа, другая – вторую. На словах методика может показаться слишком сложно, но на практике дети очень быстро понимают, что от них требуется.

Таблички для обучения счету необходимо расположить карточки в комнате, где живет ребенок, на уровне его глаз. Каждый раз, после изучения новой цифры, вывешивается новая карточка. Таким образом, со временем образуется ряд карточек, по которым ребенок может наглядно видеть, как располагаются цифры в числовом ряду.

После того, как ребенок хорошо усвоит цифры первого десятка, можно будет приступать к обучению выполнению простых арифметических действий – сложению и вычитание. Примеры решаются в том же ряду карточек, ребенок просто проходит вдоль ряда вперед или назад, выбирая заданное в примере число.

На изучение счета в пределах десяти, обычно, уходи немного времени. После этого можно переходить ко второй части методики – обучению счету в пределах 100. После изучения этого раздела, переходят к следующим частям:

  • получению навыков счета, в том числе и изучение умножения;
  • изучение чисел в пределах 1000;
  • получение первых понятий геометрии и стереометрии.

Методика Полякова

Методика Полякова предлагает начинать занятия с ребёнком в дошкольном возрасте, в тот период, когда ребенок уже начал обращать внимание на книги, буквы и цифры.

Основана методика на целостности детского мышления. Автор не советует учить ребенка прибавлять или вычитать по одной единице, нужно сразу показать, как оперировать целыми цифрами. То есть, необходимо учить считать 3 + 3, а не 3 + 1 + 1 +1. Понятно, что в первом случае результат будет получен быстрее.

Методика предполагает задействовать сразу два вида памяти – зрительную и тактильную, занятия строятся на игре с кубиками с цифрами. Занятия проводят индивидуально или в небольших (2-3 человека) группах, причем, как отмечают педагоги, эффект от групповых занятий выше, так как присутствует соревновательный момент.

Читайте также:  Как научить ребенка подтягиваться на турнике? Где и как проводить тренировки

Занятия должны продолжаться около 15 минут, Поляков не рекомендует останавливаться исключительно на счете, педагог рекомендует комбинировать их с занятиями по обучению чтению и письму.

Начинать необходимо с запоминания счета в пределах 10. Тренировки рекомендуется проводить в самых разных метах, то есть, не только во время занятий, но и в быту – во время игры, еды, прогулок и пр. одновременно ребенок должен усвоить такие понятия, как «больше» и «меньше».

Для обучения счету используют небольшие кубики, прямоугольные фишки с цифрами и коробки с выемками под кубики. Суть методики – в запоминании ребенком формы числа, которая создается из кубиков и пустых клеточек.

Начинают занятие с использованием двух кубиков. Их приставляют и убирают разными способами, пока ребёнок твердо не усвоит, из чего состоит число «два». После чего переходят к изучению числа 3. При изучении чётных чисел, малыша нужно научить делить кубики поровну.

Решение примеров проводится с использованием тех же кубиков, а также, сказочных персонажей. Поляков в своей методике использует гномов, но можно выбрать и других героев сказок – принцессу, супергероя и пр.

Цель занятий – сформировать у ребенка зрительный образ чисел, основанный на основе количества предметов (кубиков) и доведенном до автоматизма определении количества без пересчета.

Методика Монтессори

Методика Монтессори основана на пробуждении интереса ребенка. Задача обучающего – понять, что именно интересует ребенка и создать условия, в которых ребенок может развиваться, получая знания.

Методика предполагает проведение групповых занятий, причем в группу могут входить дети разного возраста, более старшие в процессе занятий опекают младших.

При обучении счете по данной методике ребенку необходимо использовать тактильные ощущения, то есть, чувствовать цифры пальчиками, а не только видеть их визуально. Материалы для обучения должны быть удобными, яркими и привлекающими внимание.

Пример занятия по изучению счета по Монтессори:

  • для обучения требуется игральный кубик, стеклянные шарики и фетровый коврик;
  • занятие начинается с броска игрового кубика;
  • затем ребенок смотрит, сколько точек выпало на кубике и выкладывает на стол столько же стеклянных шариков. Так проводится обучение сопоставление количества нарисованных точек и реальных предметов;
  • затем на коврике выкладывают по порядку карточки с цифрами и напротив каждой карточки ребенку предлагается поставить игральный кубик с соответствующим количеством точек. В этом случае проводится обучение сопоставления абстрактной цифры и конкретного количества точек;
  • это упражнение включает в себя сочетание первых двух. Необходимо выложить цифру, кубик с соответствующим количеством точек и такое же количество шариков.

Таким образом, в процессе обучения точек ребенок одновременно задействует зрительные и тактильные эмоции. А разнообразные задачи, которые ставятся перед малышом, не позволяют ему заскучать.

Считаем в пределах 10

Родителям стоит обучить ребенка счету в пределах 10 еще до школы. Методик «Считаем в пределах 10» довольно много, родители могут выбрать ту из них, которая подходит их ребенку. Вот несколько советов по обучению:

  • начать стоит с усвоения понятий «много», «мало» «несколько»;
  • затем нужно усвоить понятия «столько же», «поровну», «больше» и «меньше»;
  • следующий этап – обучение выделению предметных комплексов, и перечислению предметов, входящих в комплекс с обозначением объединяющего их принципа. К примеру, из корзины с игрушками нужно выбрать только машинки.
Читайте также:  Почему детям нельзя спать с родителями? Все за и против совместного сна

Овладение счетом, как правило, происходит в возрасте 4-6 лет:

  • в 4 года ребенка знакомят с цифрами первой пятерки и их образованием, обучают прямому счету до пяти, а потом и до 10;
  • пятилетнего ребенка знакомят с числовым рядом, он должен понять, что у каждого числа свое место. Причем, каждое последующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему;
  • далее можно учить ребенка считать двойками, тройками и пятерками.

Для обучения сложению и вычитанию используют наглядные предметы. Основа упражнений на вычитание – удаление из группы части предметов. На сложение – прибавление части предметов к группе.

Считаем в уме в пределах 20

После того, как счёт в пределах десяти будет твердо усвоен, можно переходить к следующему шагу. Эти шагом будет программа – считаем в уме в пределах 20.

Начинать нужно с изучения чисел второго десятка и порядка их расположения. Пока не будет усвоен этот материал, двигаться дальше нельзя. После чего, необходимо подготовить счетный материал – 20 одинаковых предметов. Например, небольших кубиков, счетных палочек, шариков и пр.;

Раскладывают предметы (к примеру, кубики) в два ряда по 10 штук. Первый ряд – числа первого десятка, второй – числа второго. Раскладывают их так, чтобы цифра 1 располагалась под цифрой 11, 2 под 12 и так далее. Так будет проще запомнить названия чисел второго десятка.

!!! Важно чтобы ребенок уяснил, что двузначное число состоит из десятков и единиц. Для этого также потребуются кубики или другой наглядный материал.

Выкладывают десяток кубиков (это десяток) и прибавляют к ним, к примеру, два кубика. Выполняют это действие, проговаривая фразу «десять плюс два равно двенадцать». Таким же образом составляют другие числа. После того, как ребенок усвоит правила сложения, можно перейти к вычитанию. Проводится оно по тому же принципу.

Тренировки

Чтобы ребенок быстрее усвоил счёт, нужны регулярные тренировки. Не нужно приурочивать их к специально выделенному времени. Тренироваться можно практически в любой обстановке.

  • На прогулке считать, камешки, веточки, листики.
  • Просите ребенка при игре в песочнице слепить определенное количество «куличиков», а потом убрать часть из них.
  • В магазине можно считать упаковки творожка или йогурта, которые мама складывает в корзинку.
  • Дома можно предложить ребёнку посчитать ложки, чашки и другие бытовые предметы.

Одним словом, тренировать устный счет можно практически в любой ситуации, причем, превращая эти тренировки в веселую игру.




ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here